Деструктивная модель самоограничений

Деструктивная модель самоограничений

В любом человеке с детства взращивается любовь к внутренним ограничениям. Основной целью воспитания является создание системы внутренних барьеров, запретов на определенные действия, ограничений в общении с иными представителями рода человеческого и в отношении к самому себе. В подавляющем большинстве случаев эта концепция оправдывает свое существование обеспечением стабильности в обществе и в частной жизни личности.

Система, обеспечивающая создание склонности к самоограничениям, обеспечивает само существование социума и служит благим целям. Её можно было бы назвать полностью конструктивной, если бы в некоторых случаях она не становилась инструментом саморазрушения личности. На фоне существования человечества гибель или наполненное постоянными страданиями существование отдельной персоны выглядит досадной мелочью. При рассмотрении менее масштабной картины становится ясно, что столь незначительные для человечества личные катастрофы очень важны для отдельных его представителей.

Система самоограничений, превратившаяся в инструмент разрушения, способна привести человека к депрессии, разнообразным неврозам, внутреннему конфликту, появлению пагубных привычек, самосаботажу, постоянным неудачам. Это происходит из-за того, что человеческая психика является очень и очень сложной системой, склонной к компенсации ощущений. В ней все процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Излишние ограничения в одной области человеческого существования нормальная и здоровая психика старается компенсировать излишествами в иной части жизни. Например, если человек запрещает себе заниматься творчеством из-за того, что в детстве родители очень нелестно отозвались о его способностях в роли живописца, то он лишает себя чувства полноты жизни и иногда ощущения смысла своего существования. Подобное состояние очень часто приводит к появлению либо депрессии, либо к возникновению пристрастия к излишне обильному питанию, либо к бессоннице, либо к привязанности к курению сигарет.

В норме внутренняя система самоограничений помогает человеку находиться в согласии с самим собой и с окружающими личностями. При наличии деструктивной системы самоограничения человек разрушает сам себя. Самой ужасающей формой неправильно работающей модели самоограничений является отказ личности от проживания положительных моментов в своей жизни и приятных эмоций.

Чаще всего это связано с обстановкой, царившей в семье травмированной личности, отсутствием родительской любви, скрытым эмоциональным неблагополучием, которое демонстрировали родственники человека во время его детства и периода взросления. При присутствии в детстве человека родителей или других членов семьи, которые демонстрировали агрессию, безразличие к ребенку, скрытую или явную ненависть, личность начинает воспринимать себя как элемент ненужный, нелюбимый и даже вредоносный. Отношение к самому себе закладывается в возрасте примерно пяти лет на основе проявлений родительских эмоций. При выказывании в этот период старшими представителями семьи пренебрежения или явной ненависти подсознание человека воспримет эти оценки как абсолютную и не подлежащую изменениям истину. Чуть позже человек будет уверен в том, что он желает себе лишь успеха и комфортного существования, но будет отказывать себе в переживании положительных эмоций и самосаботаже.

Это происходит из-за того, что около пяти лет уже формируются и фиксируются способность к самоограничению и внутренние запреты. В ситуации, когда дитя ощущает презрение к себе, скрытую или явную неприязнь, в систему самоограничений включается запрет на приятные чувства и положительные эмоции. Ведь родители представляются почти всемогущими существами, оценка которых очень важна. Родительские неприязнь, равнодушие или ненависть указывают лишь на то, что ребенок недостоин испытывать радость и чувство удовлетворения. Позже уже выросший человек сам себя наказывает и разрушает, пытаясь с помощью отказа от успеха и положительных эмоций выполнить желание родителей и заслужить их любовь.

Избавление от деструктивной системы самоограничений должно проходить не на кухне в обществе приятелей, а в стенах кабинета психолога или психотерапевта. Это сложная задача, поскольку внутренние запреты появляются на границе между сознательной и бессознательной жизнью. Вторая причина, которая обуславливает обязательность присутствия специалиста, заключается в том, что для достижения успеха необходимо избавиться не только от проявлений деструктивных установок, но и заменить саму систему разрушающих самоограничений конструктивной моделью из гармоничных и правильных установок.

Определить же то, основывается ли поведение человека на разрушающей концепции излишних самоограничений, достаточно просто. Основными симптомами состояния, при котором человек сам себе запрещает быть счастливым и успешным, являются склонность к самосаботажу, депрессия на основе внутреннего конфликта, проявившаяся в виде невроза дисгармония, постоянные неудачи. Все эти неприятные и порой отвратительные явления, проявляющиеся при деструктивной модели самоограничения, прорастают из семян отказа от положительных чувств, права на удовлетворение своих желаний и потребностей. Человек, который отказывается от покупки шоколада или набора для вышивания не ради выполнения какой-либо иной задачи, стал жертвой деструктивной системы внутренних запретов. Он может это понять, если будет наблюдать за своими мыслями при возникновении желания купить сладости или пряжу для вышивания. При типичном отказе от положительных эмоций и стремлении к саморазрушению в его мыслях промелькнет жесткая фраза, некогда высказанная кем-либо из членов семьи, или бранные эпитеты.

В этой ситуации очень важно понять то, что неудачи и несчастья в большей степени возникли из-за жажды человека наказать самого себя в угоду равнодушным или агрессивным родителям. И обратиться за помощью к соответствующему специалисту, который поможет аккуратно заменить разрушающие запреты на конструктивную модель внутренних правил.

Добавить комментарий
  • Комментарии не найдены

Поиск по сайту

Разработано jtemplate модули Joomla